D-light
Опубликовано: 13.10.2018
Светильники для освещения кухни смотрите в специальном разделе
Еда и сон – основы здоровой жизни любого человека, и хороший свет в пространствах кухни и спальни играет ключевую роль.
На самом деле, роли эти разные. И в рамках этого раздела мы, естественнно, остановимся на первой.
Современная кухня может быть как изолированной, так и совмещенной – со столовой или гостиной. В любом случае, можно выделить, как минимум, 2 зоны: рабочую и обеденную (она же завтрачная, ужинная и т. п. :)
Deee-Lite - Groove Is In The Heart (Official Video)
Основные показатели света, которые нужно учитывать при выборе освещения этих зон: цветопередача (это актуально для искусственных источников света, не использующих нить накаливания), цветовая температура и уровень освещенности.
Лучше всего доверить дизайн освещения (как и дизайн помещений) знающему человеку. Здесь мы остановимся на общих рекомендациях для освещения основных зон кухни, о которых должен знать каждый, кому небезразличен комфорт собственного жилища.
d.light s300 solar light unboxing and review #4 (teardown)
1. Рабочая зона (вне плиты).
От цветопередачи в рабочей зоне зависит то, насколько естественно будут выглядеть продукты и готовые блюда (первое особенно важно, поскольку по цвету и оттенкам продуктов практически всегда можно судить об их свежести и качестве).О качестве цветопередачи свидетельствует индекс CRI. И для рабочей зоны он должен быть выше 90. Обращайте на это внимание при выборе лампы или светильника.
В светодиодных источниках есть свои нюансы (в частности, состав спектра – даже с высоким, более 90, индексом CRI в светодиодном источнике иногда может отсутствовать в спектре либо быть недостаточным красный цвет, а значит сырое мясо, томаты, красный перец и т.п. продукты будут иметь не вполне естественные оттенки) но, чаще всего, этого индекса вам будет достаточно для выбора.
Цветовая температура для рабочей зоны в идеале должна быть близка к дневному освещению, т.е. 5000-6000К. Это позволит вам сохранить бодрость и сосредоточенность в процессе приготовления.
Наконец, третий – не менее важный момент – уровень освещенности. Для комфорта глаз вам потребуется 450-500 люкс на поверхности стола. Уровень освещенности можно рассчитать, зная световой поток лампы/светильника либо опытным путем – с помощью люксометра.
Ах да, чуть не забыли! Четвертый фактор, весьма важный для комфорта в рабочей зоне – равномерность cветораспределения.
То, что идеально для архитектурного и художественного освещения, а также для создания релаксирующей обстановки – направленный свет, с перепадами освещенности, подчеркивающий рельефы, позволяющий играть с тенями – непригоден для рабочей зоны. Для комфортной работы с продуктами поверхность и объекты на ней должны быть освещены равномерно, со всех сторон, без провалов и затенений.
Для создания заливающего пространство освещения используйте светильники с рассеивателями, например линейные – установленные на поверхность стены, а лучше – снизу под навесными кухонными шкафчиками, либо подвешенными непосредственно над рабочей зоной (в случае, например, острова).
Иногда уместно использовать над рабочей зоной и подвесные светильники – с рассеивателями и/или отражателями, вывешенные в ряд (например, матовые шары или широкие "тарелки").
Само собой светильники должны быть установлены так, чтобы повар не заслонял собой свет в процессе работы.
2. Теперь переходим к обеденной зоне.
В идеале, в этом пространстве нужно предусмотреть хотя бы 2 режима освещения: 1 – "обычный" и 2 – "релакс", которые связаны с уровнем освещенности, равномерностью светораспределения, а также оттенками освещения.Теперь о факторах по порядку.
Цветопередача, конечно, немаловажна и в обеденной зоне. Кому приятно видеть желтоватые или синеватые лица родных и близких, поглощая сероватый бифштекс? Но, в отличие от рабочей зоны, здесь мы можем несколько снизить требования и принять CRI > 80 как вполне адекватный для передачи естественных оттенков кожи и блюд. Главное помнить о спектре – в случае со светодиодными источниками.
Что касается цветовой температуры, то она (если только вы не планируете проводить регулярные деловые переговоры у себя дома) должна быть теплой – не выше 2700-3000К.
Для создания "атмосферы при свечах" (режим "релакс", упомянутый выше) можно использовать еще более "теплые" источники – 1800-2200К (как, например, лампы Эдисона или светодиодные лампы в стиле ретро – LED Filaments).
Уровень освещенности, достаточный для комфортого приема пищи, составляет порядка 300 люкс (в "обычном" режиме) и может опускаться до 80-100 люкс в режиме "релакс". При этом светораспределение в первом случае должно быть равномерным на поверхности стола и вертикальных поверхностях (то есть лицах обедающих :) А при переходе в режим "релакса", напротив, игра света и тени становится уместной – для создания соответствующей расслабляющей обстановки, благоприятной для переваривания и неспешной беседы.
Не лишним, в этой связи, будет использование диммеров – регуляторов яркости, которые помогут настроить уровень освещенности на нужный лад.
Для решения задачи освещения обеденной зоны идеально подходят полусферы большого диаметра (40-60 см), светильники-тарелки, линейные светильники, а также светильники с открытыми лампами, расположенные над поверхностью стола.
В качестве вспомогательных источников пожно использовать подсветку периметра потолка, "заливку" стен напольными линейными светильниками, настенные светильнки (бра), а также точечные светильники – даунлайты или споты. И, конечно, торшеры. Последние хороши своей относительной мобильностью.
3. И пара слов о барной стойке (благо, этот элемент стал довольно часто встречаться в кухонных интерьерах).
Здесь практически все решает дизайн стойки и кухни в целом. В основном подход к освещению аналогичен обеденной зоне; зачастую – в режиме "релакс". Решить это можно как минималистическими подвесными светильниками с открытыми лампами (Эдисона или LED Filaments), так и встроенными или накладными точечными светильниками или спотами.
Важный общий момент – не мешайте внутри зон источники с разной цветовой температурой и цветовыми оттенками, предназначенные для одновременной работы в одном пространстве. Если только это не обусловлено специфическими задачами дизайна вашего помещения.
В общем, все зависит от полета дизайнерской мысли. Главное – как и в случае с цветом – не переборщить.