Габаритные размеры опор воздушных линий электропередачи
Опубликовано: 03.09.2018
На габаритные размеры опор влияют рабочее напряжение воздушной линии электропередачи, сечения подвешиваемых проводов, материал, из которого сделаны опоры, наличие и отсутствие грозозащитного троса, климатические условия местности, длина пролета воздушной линии.
ФИШКАР-МБГ-1 - гусеничный мотобуксировщик 5 л.с., грузоподъёмность 50 кг, прицеп 200 кг
Большое влияние на конструкцию и размеры опор оказывает рабочее напряжение линии электропередачи . При напряжениях 6 - 10 кВ, когда расстояния между проводами берутся около 1 м, провода всех трех фаз легко расположить на опоре в виде одиночного столба относительно небольшой высоты. На линиях 35 - 220 кВ расстояния между проводами лежат в пределах 2,5 - 7 м, а на линиях 500 кВ они достигают 10 - 12 м. Для подвески проводов с такими расстояниями между ними требуются высокие и развитые в поперечном направлении опоры.
Кроме того, с повышением напряжения воздушной линии электропередачи возрастают и сечения подвешиваемых проводов . Если на линиях 6 - 10 кВ редко применяются провода с сечениями более 70 - 120 мм2, то на линиях 220 кВ подвешиваются провода с сечениями токоведущей алюминиевой части не менее 300 мм2 (АС-300). На линиях 330 - 500 кВ в каждой расщепленной фазе имеется по два-три провода. Суммарное сечение алюминия в фазе достигает 1500 мм2. Такие сечения проводов обусловливают больше поперечные и продольные силы, действующие на опоры, что и ведет к увеличению их размеров и веса.
Большое влияние на конструкцию опор воздушных линий электропередачи оказывает материал, из которого изготовлены опоры линии . На линиях с деревянными опорами конструкции опор имеют простейшую форму: одиночный столб, А-образная ферма и портал. Сложные составные деревянные опоры не экономичны.
Деревянная опора ВЛ 10 кВ
Такие же простые формы наиболее целесообразны и для железобетонных опор. Отдельные элементы этих опор часто делают пустотелыми цилиндрическими или слегка коническими.
Металлические опоры выполняются в виде решетчатых пространственных ферм. На линиях 35 - 330 кВ наиболее экономичными, как правило, являются одностоечные опоры. При более высоких напряжениях применяются портальные опоры с жесткими свободно стоящими стойками или укрепленные тросовыми оттяжками.
Опоры с грозозащитными стальными тросами, естественно, имеют большие размеры, чем бестросовые опоры.
ВЛ 330 кВ с грозозащитным тросом
Значительное влияние на конструкцию и размеры опор и их элементов оказывают климатические условия местности . Чем суровее климатические условия, тем тяжелее получаются опоры.
Конструкция и размеры опоры также зависят и от длины пролета воздушной линии . При малых пролетах высота опор ЛЭП будет небольшой. Расход материалов на каждую опору относительно небольшой. Но на линии придется установить значительное количество опор, что потребует большого числа изоляторов, фундаментов и т. д.
Увеличивая пролет воздушной линии электропередачи, снижают число опор, которое необходимо для ее строительства. При этом расход материалов при строительстве на каждую опору увеличивается, но в целом на 1 км линии расход материалов уменьшится. Другие составляющие окончательно стоимости линии - стоимость изоляторов, транспорта, фундаментов опор и монтажных работ при строительстве также при этом снижаются. В итого, стоимость 1 км линии уменьшается.
Но бесконечно увеличивать длину пролета не выгодно, т. к. снижение стоимости линии с увеличением пролета происходит только до некоторого предельного значения и дальнейшее увеличение пролета приводит уже к удорожанию линии.
Существует понятие - "экономически пролет" . Это пролет линии электропередачи, при котором затраты на ее сооружение получаются наименьшими. Считается, что при экономическом пролете минимум капитальных вложений соответствует минимуму эксплуатационных расходов, а следовательно, и минимуму расчетных затрат.
Металлические опоры ВЛ 330 кВ
Для того, чтобы найти экономический пролет нужно выполнить серию расчетов, задаваясь разными длинами пролетов линии. Для каждого заданного пролета при находится стоимость 1 км линии. Одновременно вместе с этим выбирается и наиболее целесообразная конструктивная схема опоры, которые будут использоваться при сооружении воздушной линии электропередачи.