Особое качество "зимнего леса" применительно к загородному деревянному строительству — конечно, не миф. Правда, множество источников свидетельствует: в разных местах и у разных народов время заготовки леса было разным. Где-то лес рубили зимой, где-то летом и осенью, а кое-где даже весной — с первыми листочками! — что, конечно, следует признать антигуманным.
В России лес рубили зимой и по той простой причине, что в остальное время делать это было попросту некогда (вспомним цикл сельскохозяйственных работ, помноженный на принудиловку-барщину). Хотя, скорее всего, "зимний" лес (в котором на время "замерло" сокодвижение) при условии правильной сушки и обработки действительно получается более качественным. Но в нынешней публикации ЕСТП Блог расскажет и о других, "нетрадиционных" мотивах, поровну связанных и с природой, и с мифологией. Для тех, кто планирует строить рубленый дом, это может показаться интересным: ведь "ручная рубка" сама по себе — довольно эзотерическое занятие.
На Руси (равно как и у давних соседей — финно-угорских и уральских племен) издавна считалось, что дом из "неправильных" бревен мог принести владельцу несчастье. Для выбора деревьев в лесу или же для осмотра уже спиленных стволов приглашались знающие люди, старики-плотники, а то и колдуны.
В деревнях пересказывали "страшилки" о том, как некто не послушался колдуна и использовал при строительстве "опасное бревно" — и дом его сгорел. По поверьям народа коми, например, дерево для обязательно должно быть "живым": это называлось "ловъя пуу", по-русски — "дерево с душой". "Неправильными", например, считались деревья, у которых слои древесины завиваются против солнца (почему — непонятно). Непригодными считались и деревья, у которых на коре были наросты и наплывы, окружающие ствол в виде обруча (это и действительно неудобно); такие, у которых сучья растут вдоль ствола, а на стволе при этом возле сучка имеется ложбинка; нехорошими были и деревья с двумя вершинами ("с двумя сердцами") — ну, и так далее.
"Живые деревья" плотники-коми рубили — внимание! — в июне, когда деревья были еще в соку, а иногда осенью, после основной работы в полях. При этом не каждый день считался пригодным для начала заготовки. Применяли даже пробную рубку: из предварительно отобранных деревьев срубалось всего три, и по ним сведущие люди определяли, можно ли вообще начинать стройку. Плохих примет было множество: если хотя бы у одного дерева при падении отламывалась вершина, особенно, если она при этом падала на дерево по направлению к комлю, стройка откладывалась на следующий год… Интересна и другая традиция коми-пермяков, более похожая на правду: было принято приурочивать рубку к фазе убывающей луны. Считалось, что в этом случае бревна будут меньше трескаться.
На Урале лес тоже заготавливали весной. Во-первых, в это время легко отслаивается кора, во-вторых, сок предохранял от раскалывания, в-третьих, весной древесина становится твердой, "как зуб мамонта" (уральцы явно знали, о чем говорили). При этом старые плотники снимали весеннюю кору с такой ловкостью, что на бревне сохранялся луб, и от этого строевой лес дольше сопротивлялся гниению. Речь, вероятно, шла о сосне. Хотя сегодня бревна хвойных пород часто специально оставляют окоренными.
В иных районах Сибири на рубку леса для постройки ехали только молодые парни, впрочем, старшие напутствовали их и давали ценные указания. Так, запрещалось брать скрипучие деревья, деревья с явными дефектами и дуплами (что вполне объяснимо); отвергались также деревья, не упавшие при рубке на землю, а запутавшиеся в ветвях других деревьев — это было в чистом виде дурной приметой. Не рубили деревья, пораженные молнией или упавшие во время бури (как "меченные"). Побаивались рубить лес в тех местах, где коренные сибирские народы проводили свои обряды.
Были и более понятные, дельные советы. Например, после рубки и ошкуровки лес тщательно укладывали в штабели так, чтобы каждый слой хорошо проветривался. Каждый ряд укладывался перпендикулярно предыдущему. Срезы желательно было замазывать известью или глиной. В этом случае сушка и отток смолы шли не через срезы, а равномерно через ствол, что, кстати, придавало древесине красивый красноватый цвет (сравним привычку финнов окрашивать свои срубы красной глиной, разведенной на льняном масле).
Сибиряки также присматривались к фазам луны. Рекомендовалось рубить лес в полнолуние: считалось, что если это сделать раньше, то бревна будут отсыревать, а позже — трескаться. Допускалась заготовка леса на старый месяц. В старинной книге под названием "Назиратель" прямо указывалось: "Дерево для построения дома нужно срубить в ноябре-декабре или чуть позже, да лучше на ущербе месяца, потому что об эту пору по морозу выходят из дерева всякие смолы и лишние соки, особенно из-за стылого воздуха, который стужей своей изгоняет из дерева свойственное ему тепло до самого корня и даже в земную глубь, молодой же месяц умножает всякую влагу, а на ущербе ее убавляет". Интересно, что "Назиратель" представляет собой перевод латинской книги сочинения Петра Кресценция, написанного около 1305 г. на основе еще более древних источников.
Однако в разных районах Сибири были приняты взаимоисключающие традиции. Кое-где считалось, что лес надо рубить на полный или молодой месяц, а не в период фазы убывания Луны… так, в предгорных районах Алтая лучшим временем заготовки леса называют весну, когда "деревья в соку", потому что в соку лес крепче всегда, а осенью он "дряблый" — или все-таки зимой. Аргумент в обоих случаях был самым простым: "так делали всегда".
А вот некоторые народы Северного Кавказа (из тех, кто всерьез занимался деревянным строительством) рубили лес ранней весной или поздней осенью — до начала сокодвижения или как только оно прекращалось. Ни зимой, ни летом заготовку леса никоим образом не производили. Рубке леса карачаевцы и балкарцы, как и многие другие, приписывали магическую значимость: дерево считалось живым существом, поэтому и убивали его спящим; иначе рубщика могли покарать духи леса ("агъач киши"). Почему же не рубили лес зимой? Это попросту было тяжело: лес обычно рос на крутых склонах.
Так или иначе, время рубки действительно влияет на качество деревянного строения. В одном российском журнале в 1867 году опубликовали буквально следующее исследование: "…срубленные четырех одинаковых лет, с одного места и грунта сосновые деревья в течение декабря, января, февраля и марта по выделке из них четырех потолочных балок показали по нагрузке их тяжестью, что дерево, срубленное в январе на 12, в феврале на 20, в марте на 30 выдержало менее тяжести, чем срубленное в декабре. Из двух сосен одного места и одних лет, зарытых в сыром грунте, по прошествии восьми лет, сосна, срубленная в феврале, была совершенно проникнута гнилостью, между тем, срубленная в декабре, после 16-ти лет лежания в том же сыром грунте, оказалась еще вполне здоровой… В той же степени время рубки дерева имеет влияние на проницаемость его водою или другими жидкостями, а поэтому для бочек и других вододержащих сосудов должно выбирать дерево декабрьской рубки"…
"Истинно российские", а также ранние советские традиции заготовки леса ЕСТП Блог обещает осветить в следующих публикациях.
Источник: