Благодаря разработкам британских специалистов, в обозримом будущем внедорожники в наших городах могут потерять свою привлекательность в глазах автомобилистов. Ведь лужи на дорогах рискуют навсегда уйти в прошлое.
Лужи на дороге — это, во-первых, неприятно. Во-вторых, для человека хождение по лужам может закончиться испорченной обувью и простудой, а для его авто — серьезной поломкой. Особенно, если лужа глубокая и грязная. Но, возможно, скоро такие проблемы станут только воспоминанием для городских жителей, и чтобы посмотреть на "настоящую лужу" им придется выехать за город.
Специалисты британской компании Lafarge Tarmac изобрели уникальное дорожное покрытие. На дорогах, построенных из проницаемого асфальтобетона Topmix, не образуются лужи!
Поверхность этого дорожного покрытия разработана таким образом, что верхний слой имеет выдающиеся характеристики по части влагопоглощающих свойств. Вода, попадая на него, практически моментально просачивается в нижние слои, уходя с поверхности.
Для демонстрации возможностей Topmix на площадку, заасфальтированную новым покрытием, грузовик-цистерна вылил 880 галлонов (4000 литров) воды в, которые впитались в асфальт всего за 60 секунд.
Такой трюк с "чудесным исчезновением" влаги возможен благодаря структуре покрытия. Верхний слой выполнен с применением достаточно крупного щебня, который беспрепятственно пропускает воду. В принципе такой состав не является каким-то действительно революционным решением — идеи о проницаемом бетоне разрабатываются уже на протяжении порядка 60 лет. Однако инновация от Lafarge Tarmac заключается в том, что впервые полученное покрытие достаточно прочно для того, чтобы служить верхним слоем дороги.
Рис.1 Внешний вид дороги с покрытием Topmix
В том, что вода отлично просачивается, сомнений после просмотра видео не возникает. Всех экспертов гораздо больше интересует, что же происходит с водой внутри асфальта.
Тут вариантов, насколько можно понять разработчиков, пока два. Или вода удерживается в нижнем конструктивном слое дороги и впоследствии оттуда испаряется, попутно охлаждая дорожную поверхность, или попадает в специально установленную дренажную систему, отводящую избыточную влагу в дождевую канализацию. В последнем случае, разумеется, качество водоотведения еще более улучшается.
Рис. 2. Предлагаемые варианты устройства дорожного покрытия в разрезе
Но в каждой бочке меда есть ложка дегтя — такие дороги (по крайней мере на текущий момент) можно строить только в теплых регионах. На длительное воздействие низких температур они пока не рассчитаны. Если оставшаяся вода замерзнет внутри покрытия, то оно такого "коварства" не выдержит и будет повреждено с потерей полезных свойств.
Пока рекомендуемыми местами для использования покрытия являются либо парковки, либо иные большие участки, не предполагающие интенсивного автомобильного движения, а также тротуары и велодорожки. Хотя компания и заявляет, что разработанный асфальтобетон в состоянии выдержать вес автомобилей, но об использовании его в качестве покрытия для автотрасс ничего не говорится. Возможно, это вопрос будущих доработок.
Что касается теплых регионов, для которых характерны сильные ливни (как например, Краснодарский край), такое покрытие — пусть даже уложенное не на всех улицах и магистралях города — может существенно облегчить жизнь людям.
Источник: